вторник, 1 ноября 2016 г.

“Самоопределение в изменчивом мире”

Учебные организационно-деятельностные игры

Немного истории

Роман Бабич
Программа подготовки студентов-психологов “Учебные организационно-деятельностные игры” реализуется в ДНУ им. О.Гончара с февраля 2014 года. Инициаторами программы выступили научный руководитель Психологической службы ДНУ им. О.Гончара Виктория Лазаренко и психолог службы Роман Бабич. По мере отработки средств ведения групп, увеличения числа заинтересованных участников и их технической подготовки, усложнялись и формы нашей работы и ее цели и задачи.
С февраля по май 2014 года работа была организована в форме учебно-развивающего семинара. Цель - освоение участниками основных психотехнологий, используемых в социально-психологическом консультировании.
Летом 2014 года форма учебно-развивающего семинара была успешно опробована для решения задач обучения и психологической поддержки волонтеров и психологов кризисного центра по приему временно перемещенных лиц.
В 2014-15 учебном году мы провели цикл учебно-развивающих семинаров с целью освоения участниками модели социально-психологического консультирования в организационно-деятельностном подходе. При этом психотехнологии использовались как точечные средства для решения частных затруднений клиента. Задача участников состояла в том, чтобы научиться подбирать необходимое средство по ситуации.
Летом 2015 года коллективом выпускников, прошедших курс учебно-развивающих семинаров, была проведена подготовка цикла учебных организационно-деятельностных игр “Технологии социально психологического консультирования”.
В октябре 2015 года мы смогли реализовать полную структуру учебной организационно-деятельностной игры. Было проведено два курса: в первом семестре курс “Введение в социально-психологическое консультирование” и “Практика социально-психологического консультирования” во втором семестре 2015-16 учебного года.
Что такое учебная организационно-деятельностная игра?
Учебная организационно-деятельностная игра относится к рефлексивным формам обучения и развития и представляет собой специальным образом организованную многотактную коллективную интеллектуальную работу. Предметом этой работы может стать самая разная практико-теоретическая деятельность людей (в данном случае мы сосредоточились на деятельности психолога-консультанта).
Учебная игра - это результат работы коллектива организаторов. У каждого есть свои функции и задачи, от выполнения которых зависит успех дела в целом. Основные организационные позиции - это руководитель игры, игротехники и администраторы. Каждый участник организационной команды должен пройти соответствующую подготовку и, в той или иной степени, владеть технологиями индивидуального социально-психологического консультирования и организации коллективной интеллектуальной работы.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать для участников ситуацию необходимости действовать и осваивать необходимый корпус средств непосредственно в ходе практической деятельности. То есть, мы даем возможность участникам попробовать себя в роли психологов-консультантов, а затем все вместе разбираемся, что конкретно не получилось и каких средств и знаний не хватает для успешного действия. В этом состоит суть когнитивно-рефлексивного подхода - освоение деятельности происходит в процессе ее рефлексии.
Преимущество учебной игры перед семинарской формой состоит в том, что у участников появляется существенно больше возможностей для обучения и развития. Участникам приходится коммуницировать с большим количеством разных людей, согласовывать свое видение с видениями других участников, выступать перед аудиторией, отвечать на сложные вопросы, обосновывать свою точку зрения. Это требует осознанного изменения своих коммуникативных стратегий, освоения средств управления коллективным мышлением и деятельностью, развития таких интеллектуальных функций, как способность к целеполаганию, рефлексии и пониманию.
К окончанию цикла учебных игр 2015-16 года сформировалась достаточно большая группа людей, заинтересованных в развитии когнитивно-рефлексивных форм обучения и развития. Среди них были студенты-психологи, психологи-консультанты, социологи, педагоги, менеджеры, социальные работники.
Летом 2016 года мы провели более двадцати встреч по подготовке нового цикла учебных игр. В результате:
  1. Было осознано, что когнитивно-рефлексивный подход может с успехом использоваться в самых разных предметных и профессиональных областях.
  2. Была поставлена задача на развитие предметно-профессиональных методов и технологий.
  3. Была выделена проблематика, которая по нашему мнению является ключевой для современного общества - проблема самоопределения личности в условиях неопределенности и перемен.
6 октября 2016 года мы начали новый цикл учебных игр “Самоопределение в изменчивом мире”, который будет посвящен:
  1. Междисциплинарному исследованию психолого-социологических аспектов самоопределения.
  2. Освоению технологий социально-психологического консультирования по вопросам самоопределения в изменчивом мире.
  3. Развитию личной техники самоопределения участников учебных игр.
Для решения задачи развития предметно-профессиональных технологий в дополнение к учебным играм мы организовали ряд групп:
  1. Предметно-профессиональные группы, в которых участники могут лучше сфокусироваться на своем профессиональном интересе, обсуждать профессиональные проблемы и методы их решения.
  2. Надпредметные группы, в которых обсуждаются вопросы методологии проведения учебно-развивающих игр.
  3. Организационно-техническая группа, которая занимается процессами организации и материально-технического обеспечения учебных игр.
Такая форма организации даст участникам учебных игр больше возможностей для выстраивания своих индивидуальных траекторий в освоении средств практической работы в гуманитарной сфере, а нам, как организаторам, позволит развернуть исследование методов полидисциплинарной подготовки студентов.
Мы полагаем, что перспектива современного гуманитарного образования связана с полидисциплинарным подходом, поскольку в современном изменчивом и неопределенном мире от специалиста-гуманитария требуется решать сложные задачи, в которых необходимо синтезировать знания из различных дисциплин, быстро перестраивать свою деятельность вслед за внешними изменениями, организовывать коллективную межпредметную коммуникацию на принципах диалога и равенства мнений и, конечно, личностно самоопределяться и помогать в этом другим. Свою задачу мы видим в том, чтобы развивать методы личностной и интеллектуальной подготовки человека, которая будет отвечать вызовам современного мира.

Предметно-профессиональные группы

Практическая социология

Вера Макаренко
Причиной создания социологической группы стало желание использовать уникальный формат Учебных организационно-деятельностных игр для осмысления особенностей практической работы социолога.
Речь идет не столько об отработке конкретных действий по сбору первичной социологической информации, хотя и такая возможность подразумевается, сколько об исследовании исследования.
В нашем обществе профессия социолога традиционно ассоциируется с анкетными опросами, однако это хоть и часто используемый, но далеко не единственный метод изучения социальной жизни. Члены социологической предметной группы, будучи одновременно участниками игры и исследователями возникающих в её ходе интеракций, получают возможность посредством  рефлексивных обсуждений осмысливать, в чем специфика данных, собираемых с помощью различных методик, и с какими сложностями приходится сталкиваться в процессе применения того или иного метода.
Ведущий группы: Вера Макаренко - социолог, магистр государственного управления, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара.

Развивающая педагогика

Екатерина Трушкова
В своей работе я использую арт техники, терапию песком, сказкотерапию.  Провожу развивающие занятия для детей, тренинги для родителей, киноклубы для подростков, профориентацию. А также индивидуальные консультации, диагностику и коррекцию по запросу клиента.
Группа «развивающая педагогика» организована, чтобы сплотить педагогов и родителей, ищущих альтернативные методы образования детей. На встречах группы мы обсуждаем проблемы в системе «ребенок-взрослый» и ищем варианты их решения.
Цель группы - исследовать позицию ребенка в системе «ребенок-родитель» и «ребенок-педагог»:
  • Кто такой ребенок, кто такой взрослый?
  • Как деятельность взрослого влияет на ребенка?
  • Как социальное взаимодействие влияет на процессы развития ребенка?
  • Как личные знания взрослого ставят рамку развития ребенка?
  • Какие нормы, понятия и ценности важно «заложить» ребенку?
  • Чему учить ребенка? Какие знания ребенок сможет использовать в реальном мире?
  • Как планировать будущее детей в условиях неопределенности и перемен?
  • Как занять позицию того, кто целенаправленно и осознанно строит и развивает самого себя, а значит и ребенка?
Ведущий группы: Екатерина Трушкова - практикующий психолог, автор и ведущий программы занятий "Развитие эмоционального интеллекта, как залог успеха в жизни" для детей и подростков.

Психологическое консультирование

Роман Бабич
Анастасия Бандура
Цель группы – разработка концепции и технологии лайф-коучинга в организационно-деятельностном подходе.
Лайф-коучинг (от англ. Life – жизнь, образ жизни; coaching – тренировка, обучение навыкам) – это разновидность коучинга, который отвечает на вопрос: как наилучшим образом задействовать свой внутренний потенциал, чтобы достичь своих социальных и профессиональных целей? То есть, в лайф-коучинге акцент делается на поиске внутренних ресурсов и проработка психологической проблематики происходит именно в этом контексте.
С нашей точки зрения, находясь в ситуации неопределенности и многовариантности жизненных выборов, молодые люди нуждаются в подобном типе консультирования. Работа с лайф-коучем позволяет клиенту сосредоточиться на своих социальных достижениях и личностном развитии, на позитивных моментах собственной жизни и профессиональной деятельности.

Лайф-коучинг, в отличие от психологического консультирования и, тем более, психотерапии, не работает с глубинной личностной проблематикой. Лайф-коучинг выполняет роль психологической поддержки в сопровождении процессов профессионального и личностного роста клиента. Цель лайф-коучинга - помощь клиенту в осознании актуальных задач своего личностного и профессионального развития, разработке проектов и программ их решения и привлечении психологических ресурсов для осуществления задуманного.
Подготовка лайф-коучей не требует такой тщательности и глубины, как подготовка психологов-консультантов и психотерапевтов. А это значит, что студенты гуманитарных специальностей, пройдя достаточно компактный курс подготовки, уже могут оказывать подобного рода услуги, позитивно влияя на психологический климат и социальную ситуацию в своем учебном заведении. Естественно, что лайф-коучу нужно хорошо понимать свои цели, задачи и возможности и, если обсуждаемые вопросы выходят за границу его компетенции, направлять клиента к соответствующему специалисту.
Клиент получает три группы результатов:
  1. Гармонизация психоэмоционального состояния.
  2. Актуализация внутренних психологических ресурсов.
  3. Разработка программы действий по достижению своих целей.
Работа ведется в двух направлениях:
  • Построение понятия лайф-коучинга в организационно-деятельностном подходе, формулировка принципов и описание технологий работы консультанта.
  • Практическая отработка техник психологической помощи в вопросах личностного и профессионального самоопределения.
Ведущий группы: Бандура Анастасия - студент 2 курса ф-та психологии ДНУ им. О. Гончара, руководитель направления работы с творческими студентами Центра Социальных Инициатив и Волонтерства ДНУ им. О. Гончара.

Надпредметные группы

Игротехника

Роман Бабич
Позиция игротехника - едва ли не самая главная для организации игры. Игротехник - это организатор обсуждений в малых группах. В его задачу входит так построить обсуждение в группе, чтобы участники четко сформулировали свое представление о теме и сформировали доклад для общегрупповой дискуссии. Поэтому игротехник должен сочетать в себе качества психолога и управленца, быть тонким коммуникатором, способным разрешать противоречия и конфликты, уметь согласовать разные, порой противоречивые точки зрения и сплотить группу для решения общей задачи.
Как готовить таких людей? Только через действие. Человек должен подействовать, попробовать организовать групповую работу, зная, что у него недостаточно средств и, скорее всего, в начале он испытает массу сложностей. А затем провести анализ сложностей, понять в чем их причина и разработать новый план действий.
Это и есть основная цель группы “Игротехника” - создать возможность, где можно обсуждать и развивать средства работы игротехника в учебной игре.
Ведущий группы: Бабич Роман - психолог Психологической службы ДНУ им. О. Гончара.

Прикладная методология

Светлана Латынина
Роман Бабич
Проблемы в деятельности людей возникают в силу несовершенства их интеллектуальных инструментов. От одного исторического этапа к другому человечество сталкивается с новыми проблемами, вырабатывает новые интеллектуальные инструменты. За счет их применения люди начинают больше понимать, вырабатывают новые более совершенные знания и, в итоге, могут по-новому организовать свою деятельность.
Прикладная методология - это дисциплина, которая позволяет специалисту технически совершенствовать и развивать свои интеллектуальные инструменты. Ядро прикладной методологии составляют схемы, модели, концепции, которые выступают в качестве интеллектуальных инструментов специалиста. Схема или концепция становится интеллектуальным инструментом, когда человек не просто знает ее содержание или может о ней рассказать, а когда он может организовать по ней свое действие или действие других людей:  продумать свою ситуацию, разработать проект или программу решения личной, организационной или социальной проблемы, организовать коллективное обсуждение проблемного вопроса, обсудить и решить конфликтную ситуацию и т.д.
  • С какими сложностями и проблемами сталкиваюсь я в своей работе?
  • Какие схемы, концепции и методы организации мышления и деятельности необходимы мне в моей профессиональной деятельности?
  • Как создавать и развивать свой интеллектуальный инструментарий?
Отвечая на эти вопросы, участники группы не только решают задачу своего профессионального развития, но и осваивают схемы и принципы системной организации мышления и деятельности и формируют свой личный несессер интеллектуальных инструментов профессионала. Также участники осваивают культуру системного мышления, формируют способность вести рефлексию своей профессиональной деятельности. Что необходимо для того, чтобы иметь возможность постоянно развиваться и совершенствоваться в своей профессии или безболезненно менять профессиональную сферу и осваивать новые незнакомые деятельности.
Ведущий группы: Латынина Светлана - бизнес-консультант, коуч руководителей подразделений и топ-менеджмента по вопросам системной организации управления.

Организационно-техническая группа

Алексей Дмитриев
Роман Бабич
Работа психолога, тренера, педагога, исследователя заключается не только в том, чтобы провести консультирование, тренинг, урок, опрос или интервью. Большая часть работы приходится на то, чтобы организовать свое рабочее пространство: найти помещение, собрать участников, подготовить необходимые материалы, оформить результаты, позаботиться об освещении своей деятельности в СМИ и Интернете и т.д.
Все работы по организации учебных игр осуществляют участники организационной команды. Все делают все - и организуют игры, и ведут игротехническую работу, и пишут отчеты, статьи и публикации, освещая ход и результаты учебных игр.
Участие в организационной группе является значимым элементом обучения и подготовки. Именно с организационной позиции открывается все сложное и многообразное пространство учебной организационно-деятельностной игры. Это точка пересечения всех процессов, поэтому освоение этой позиции дает возможность увидеть и осознать целое и перенести принципы системной организации мышления и деятельности в свою профессиональную деятельность.
Задачи группы:
  • Материально-техническое обеспечение игры. Фандрайзинг
  • Оповещение участников игр и привлечение новых участников. Маркетинг.
  • Создание и поддержание коммуникативного пространства вокруг игры. Создание групп в социальных сетях, написание отчётов и публикация интересных материалов по темам игр.
  • Освещение происходящего в средствах массовой информации. PR.
Руководитель организационно-технической группы: Дмитриев Алексей - директор общественной организации "Всеукраїнська асоціація "Активне Громадське Мислення", магистр ДНУ им. О. Гончара по специальности “Политология”.

Участники организационной команды



Имя, фамилия
Позиция
1.
Роман Бабич
Руководитель учебной игры
2.
Алексей Дмитриев
Руководитель группы организационно-технического обеспечения, игротехник
3.
Светлана Латынина
Ведущий группы “Прикладная методология”, игротехник
4.
Вера Макаренко
Ведущий группы “Практическая социология”, игротехник
5.
Екатерина Трушкова
Ведущий группы “Развивающая педагогика”, игротехник
6.
Анастасия Бандура
Ассистент ведущего группы “Психологическое консультирование”, игротехник
7.
Руслан Бахметьев
Игротехник
8.
Сергей Соломаха
Игротехник
9.
Анна Сушко
Организатор психологического исследования, игротехник