Что такое учебные игры?
Учебные организационно-деятельностные (ОД) игры - это технология развития коллективного и индивидуального мышления и деятельности. Учебные ОД-игры являются разновидностью организационно-деятельностных игр, их особенностью является то, что основной фокус игры направлен на индивидуальное развитие и подготовку участников.
Какова цель, смысл и назначение учебных игр?
Цель учебных ОД-игр - не приобретение знаний, а освоение мышления и деятельности. В играх подготавливаются люди мыслящие и умеющие действовать, а не многознающие, которые могут ответить на серию заготовленных вопросов и тут же забыть все, чему учились.
Чему и как учатся в учебных играх?
Учебные игры относятся к так называемым игровым проблемно ориентированным формам обучения и развития. Для участников целенаправленно строится проблемная ситуация, преодолевая которую участники осваивают корпус средств профессиональной деятельности, развивают необходимые интеллектуальные способности и личностные качества.
В учебных играх люди учатся учиться. Акцент делается на личную активность участников, на то, чтобы создать у них внутреннюю мотивацию к обучению и развитию. Участник попадает в непростую ситуацию: с одной стороны - необходимость действовать здесь и сейчас, с другой стороны - отсутствие средств деятельности, а с третьей стороны - полная свобода выбора, можно в любой момент выйти из игры. Только в таких условиях и может возникнуть личная позиция, а вместе с ней действительно внутренняя мотивация к развитию.
На какие темы проходят учебные игры?
Тематика игр может быть самая разнообразная. Например:
- Социально-психологическое и управленческое консультирование.
- Управленческая деятельность.
- Социальное проектирование.
- Коммуникация, здоровье, личностное развитие.
Важны два момента: тема должна быть актуальная для участников и в конечном итоге игра должна выводить людей на улучшение своей деятельности в выбранной области.
В каких сферах используются игровые ОД-формы?
1. В бизнесе
Учебные игры с успехом используются для обучения и развития персонала коммерческих организаций. Особенно хорошие результаты игры дают в работе с топ-менеджментом.
На основе проблемно ориентированных игровых форм проводятся:
- Стратегические и проектные сессии.
- Сессии обмена опытом и накопления корпоративного знания.
- Учебные игры для менеджеров и специалистов профессий человек-человек.
- Ассесмент-центры.
2. В социальной сфере
С помощью учебных ОД-игр:
- Разрабатываются социальные проекты и формируются проектные команды. Участники учатся видеть и обсуждать социальные проблемы, разрабатывать, реализовывать и управлять социальными проектами, управлять проектными командами, сотрудничать и кооперироваться друг с другом.
- Оказывается социально-психологическая поддержка, развитие социально-психологической компетентности, обучение культуросообразным способам решения конфликтов.
- Обсуждаются социальные проблемы и открываются новые возможности для их решения, выстраивается пространство диалога и сотрудничества.
3. В образовании
Как известно, многознание ума не прибавляет. Проблема современного образования в том, что оно утратило первоначальный посыл - образование готовило людей к реальной жизни. Сейчас же жизнь настолько усложнилась, а содержание образование настолько от жизни отдалилось, что этот разрыв очевиден всем и каждому.
Учебные ОД-игры снимают этот разрыв. Через действие, через личностное самоопределение участники входят в пространство профессиональной деятельности (психолога консультанта, управленца, социолога или политолога), осваивая не отвлеченные знания, а саму суть той или иной профессиональной деятельности. И, самое интересное, что для этого нужно не меньше, а даже больше знаний, но они носят практический характер и организованы в ориентацию на реальную деятельность, а не на сдачу очередного экзамена и отметку в зачетке.
Участники осваивают деятельность в живом действии, организуя и участвуя в проведении, учебных игр, социально-психологических исследований, социальных проектов и играх на личностное развитие.
4. В личностном развитии
В играх на личностное развитие обсуждаются проблемные темы жизни людей, снимаются противоречия в схемах мышления, расширяется понятийный аппарат, снимаются личные ограничения на мысль и действие.
То есть, игра это универсальный инструмент развития мышления и деятельности и имеет очень широкий спектр применения?
Да! И этот сайт призван показать широту и результативность игровых форм развития мышления и деятельности. Приятного прочтения!
Публикации по теме: