Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара.
Курс “Самоопределение в изменчивом мире”
То, к чему мы так долго готовились, наконец-то свершилось! И свершилось самым неожиданным для нас образом, дав много поводов для мыслей, рефлексии и переживаний.
Друзья! Мы надеемся, что этот отчет поможет вам восстановить в памяти события игры, вспомнить наиболее значимые и интересные моменты, которыми вы, возможно, захотите поделиться с другими.
Что же было?
Роман рассказал об истории проекта “Учебные оргдеятельностные игры”. А также о том, чем отличаются знаниевые формы обучения от развивающих. Оказывается, знания можно получать из рефлексии собственного действия - когда мы начинаем размышлять о том, что мы делаем, как мы делаем, что мы получили и как мы можем действовать лучше.
Представили конструкцию пространства развития (см. фото 1). В этот раз кроме игр по четвергам будут работать дополнительные группы:
- Психологическое консультирование.
- Социологическое исследование.
- Развивающая педагогика.
- Менеджмент.
- Методология развития мышления и деятельности.
А также, у каждого есть возможность посетить собрания игротехнической и организационной команд. Будем рады вас видеть 

Затем организаторы групп рассказали о том, что будет происходить на их встречах и когда в них можно поучаствовать (см. фото 2).
Кроме этого, удалось обсудить ряд вопросов:
С Олегом обсуждали, как учиться в действии. В современном динамичном, изменчивом мире приходится одновременно действовать, учиться, учить других, продвигать свои услуги и разбираться с методологией своего дела.
Благодаря вопросам Лены разобрались с тем, как задавать вопросы, которые помогают человеку увидеть противоречия в собственных мыслях и подумать о новых решениях и возможностях.
Подробно обсуждали техники развивающей коммуникации:
- Соответствие вопроса и ответа.
- Схематизация.
- Сравнение речи и рисунка.
Эти техники позволяют консультанту или исследователю анализировать речь собеседника, фиксировать противоречия в его мысли и действии, направлять его внимание на эти противоречия и снимать их. Что, в свою очередь, позволяет собеседнику избавиться от сомнений и самоопределиться в том или ином вопросе.
После этого, благодаря Александру, Кате и Юле, обсудили как люди ставят цель и сформулировали 4 вопроса, которые помогают продумать ситуацию и поставить цель:
- В чем состоит моя ситуация?
- С какими сложностями и проблемами я сталкиваюсь?
- Как должна выглядеть моя идеальная ситуация?
- Какие знания мне нужно приобрести, какие способности у себя развить, чему нужно научиться, чтобы достичь желаемого?
Затем сформировали четыре группы:
- “Возвращение в детство”. Как раскрыть свои творческие способности и таланты? Как вернуть себе способность удивляться новому и познавать мир?
- “Почему я вляпался?”. Почему со мной постоянно происходят одни и те же неприятные события?
- “Самостоятельное действие”. Как согласовать личное полагание, интересы других и социальные нормы?
- “Внутренние ограничения”. Как снимать внутренние препятствия, которые мешают реализации своих целей?
Доклады групп начались с обсуждения того, для чего нужно рисовать? Этот важный вопрос задала Марго. Чем побудила очень эмоциональную дискуссию с массой ярких примеров.
На самих докладах групп тоже получили ряд неожиданных и интересных результатов:
Наташа говорила о том, как у человека формируются ограничения на действия и как их преодолевать, через осознанную практику нового и незнакомого. Различили два способа мысли о себе и своих действиях: 1) оценка себя как плохого или хорошего и 2) описание результатов своей деятельности как свершившегося факта.
Саша сделала интересный доклад о вторичных выгодах, об отношениях “червяков” и “тараканов”, и о том, что суть дела не в том, какие вокруг люди и кого мы встречаем на своем пути, а важно то, насколько хорошо мы понимаем себя, свои цели, насколько чистое наше восприятие действительности. Ибо, как говорил Франциско Гойя: “Сон разума порождает чудовищ”.
Юля представила схему соорганизации личных представлений и норм взаимодействия. Тема непростая и с этим нам еще предстоит разобраться.
С Аней поговорили о том, как планировать достижение личных целей, используя рисуночные техники.
Друзья, ждем вас на следующих играх, а пока предлагаем подумать над вопросами:
- Чем была полезна игра для вас?
- С какими сложностями вы столкнулись?
- Что бы вы хотели узнать и в чем поучаствовать на следующей игре?