пятница, 4 марта 2016 г.

Учебная игра №3 “Пространство понимания”

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара
Курс “Практика социально-психологического консультирования”
Игру начали с обсуждения деятельности консультанта.
Для того чтобы помочь клиенту, у которого проблемы, например с бизнесом, консультант должен иметь понятие "бизнеса". Он должен ответить на вопрос: что такое бизнес вообще?
После поговорили о процессе понимания.
В понимании участвуют две позиции - понимающего и говорящего.
Чтобы понять говорящего - у понимающего должны быть средства понимания и "чистый лист" сознания, куда он фиксирует понятое.
Интересно, что в процессе понимания говорящий не может понимать, а понимающий говорить.
Понимающий может работать одновременно на нескольких "листах", например, понимать произносимые слова - первый "лист" и понимать то, что происходит с говорящим здесь и сейчас, когда он говорит - второй "лист".  
Понимание - это не сопереживание. Например, консультант может понять, что клиент испытывает чувство страха, а может начать бояться вместе с ним.
Участники попробовали понять друг друга с помощью техники:
  1. Один участник рассказывает второму о проблемной ситуации.
  2. Первый рисует, то как он понял сказанное, согласовывая свой рисунок с говорящим. правильно ли я тебя понимаю?
  3. В отдельном рисунке также фиксируется то, что происходит с говорящим здесь и сейчас, например, жесты, позу, поведение.
В конце игры поговорили об отличии  рефлексивного и экспертного консалтинга, а также о проблеме и проблематизации.
Задача рефлексивного консультанта - помочь клиенту самому понять его деятельностную ситуацию.
Задача консультанта эксперта - правильно продиагностировать ситуацию клиента и дать ему алгоритм её решения.
Проблема это не то, что человека не устраивает в его деятельности, не сложности в действиях, а те противоречия и сомнения в мысли человека, которые порождают сложности.
Техника проблематизации:
  1. Возьмите лист и карандаш
  2. Представьте, что вы талантливый и очень способный художник.
  3. Подумайте о сложной ситуации из своей жизни, представьте её во всех деталях
  4. Нарисуйте эту ситуацию
  5. Положите карандаш и отойдите от рисунка на несколько шагов назад.
  6. Посмотрите на рисунок глазами художественного критика.
  7. Ответьте на вопросы: что мне не нравится в содержании и форме рисунка?
  8. Запишите ответы.
Понимающий не говорит, говорящий не понимает.

Проблематизация

Клиент, или консультант, или консультант совместно с клиентом рисуют схему со слов клиента. Главное, добиться эффекта замещения - схема замещает для клиента обсуждаемую ситуацию.
Консультант дополняет схему недостающими элементами и задает вопросы на прояснение этих элементов.
Клиент, отвечая на вопросы консультанта, лучше проясняет для себя суть ситуации, в которой он оказался.
Ключевой момент заключается в осознании клиентом противоречивости и неполноты схем своего мышления. Этот процесс должен быть специально организован и называется - проблематизация - выделение противоречий и неполноты схем мышления.
Особенность мышления людей заключается в том, что прямое указание на противоречия срабатывает далеко не всегда. Поэтому консультант организует специальное действие, в результате которого у клиента должно, как бы само по себе, наступить осознание противоречивости и неполноты схем мышления.
Вопрос решается, когда клиент открывает для себя деятельностную суть сложившейся ситуации и видит варианты выхода из нее. Происходит это за счет расширения видения происходящего, благодаря рефлексивным вопросам консультанта и искусно проведенной проблематизации.
Консультант должен быть готов в любой момент поменять схему работы. Каждая схема используется как промежуточная версия, эффективность которой проверяется в ходе работы.
Вопросы на следующую игру:

  • Откуда консультант берет схемы для дополнения схем клиента? Что это за схемы и как ими пользоваться?
  • Как осуществляется проблематизация и какие средства для этого используются?
  • Что такое рефлексивные вопросы и как их задавать?
  • В каких сферах и как можно использовать технику консультирования, чтобы обеспечить свою профессиональную и финансовую перспективу?